Учитесь думать

9 — Зачем нужны музыкальные клипы?

Как возникли клипы?

  • Музыку начали визуализировать в конце 19 века, а в 20-е годы 20 века массово распространились музыкальные фильмы. В них склеивали несколько песен под единым сюжетом и демонстрировали в кинотеатрах. В телевизоре музыкальные видео появятся немногим позднее.
  • The Beatles в 1965 году начнут выпускать promotional clips для синглов, чтобы демонстрировать музыку на международном рынке без личного присутствия. Первые подобные клипы были простыми. Например: The Beatles — «Day Tripper». Смотреть на статичную картинку неинтересно, к тому же музыканты вели себя сдержано — поэтому формат стремительно развивается. Уже в 1967 году The Beatles меняют подход на более художественный, пример — клип «Penny Lane», где музыканты скачут на лошадях, чтобы отведать 5 O'Clock Tea на свежем воздухе. Множество других артистов развивают формат, например David Bowie в «John, I'm Only Dancing» или The Rolling Stones с композицией «Sympathy For The Devil».
  • Ответом на все возрастающую популярность видеоклипов становится запуск телеканала MTV в 1981 году. Он нужен был для того, чтобы агрегировать клипы и вывести их в мейнстрим. Забавно, что запуск платформы состоялся со слов «Ladies and gentlemen, rock and roll».

Во что это вылилось?

  • Довольно быстро клип становится важнее, чем песня и важнее, чем альбомы.
  • Зрители потребляют визуальный ряд, но не являются слушателями артиста.
  • Хороший клип, помноженный на связи в индустрии способен протолкнуть артиста вверх.
  • Появляется понимание, что в формат однозначно стоит вкладываться.
  • Закономерно растут бюджеты и качество видео.
  • Клипы делают все — и прайм-тайм звезды, и гаражные рокеры.
  • Довольно быстро появляется возможность делать DIY-клипы.

Здесь и происходит важный перелом:

Большие артисты в соревнованиях за лучшую картинку доходят до крайности. Из-за этого взгляд зрителя замылен — воспринимаются только очень качественные, многомиллионные видео
  • Часть артистов доходит до мысли, что в визуальном ряде важнее идея, а качеством можно пренебречь.
  • В обратную сторону на это появляется запрос. Люди хотят другой контент, как следствие усталости от выхолощенных клипов MTV-эпохи.
Итогом становятся клипы, которые несут большой заряд идеи, но выходят далеко за привычные рамки качества. Примеры: Yung Lean — «Hurt» и Death Grips — «Guillotine».

Что происходит с музыкальными клипами?

Они безнадежно устаревают. Почему?
  • Потратить 2-3 минуты на одно видео — дорого в текущих реалиях. Отсюда успех форматов на 15 секунд в TikTok. Появляется необходимость за 15 секунд (даже за первые 3 секунды) зацепить зрителя.
  • Артисты уперлись сначала в бюджеты, потом в художественную выразительность, потом в упрощение. Все меньше новых измерений для маневра.
  • Музыка побеждает видео. В музыкальных видео занято сразу два канала информации, музыка дает возможность фоном делать что угодно. В массовом тренде плейлисты под настроение и бесконечные радиостанции.

Что может произойти дальше?

Каким может быть новый видеоформат?
  • Коротким. Это уже доказал TikTok. Кажется, что если переосмыслить этот формат можно добиться внимания аудитории. Как? Связывать воедино ролики, сделать единый сюжет с частой публикацией или собрать мини-сериал.
  • Длинным. Зачем делать клип чисто под песню, если можно снять целый фильм? Ограничение — это сложно и может быть ресурсозатратно.

Какими могут быть другие форматы для привлечения внимания к музыке?
  • Подкасты / аудио-истории. Можно представить себе подход в котором артисты рассказывают концепт лежащий за их вселенными, делятся наблюдениями.
  • Игры. Вместо статичного визуального опыта слушатель получает интерактив, в ходе которого взаимодействует со вселенной артиста. Средства разработки постоянно становятся более доступными и простыми.
  • AR/VR решения. Я представляю это, как некого аватара персонажа артиста, который сопровождает слушателя в ходе изучения творчества.
  • Тексты. Причем длинные и насыщенные, где аудиофайл будет подкреплением к большой истории. Визуальный канал здесь трансформируется в образный — зритель вынужден представлять себе то, что придумал артист.

Выводы:

  • Изначальная цель музыкальных клипов — привлекать больше слушателей за счет проникновения в огромный визуальный канал, который был мало насыщен.
  • Сейчас наоборот — визуальный канал как никогда пережат, аудитория постоянно потребляет именно визуальный контент.

Сейчас клипы превратились в карго-культ — все их делают, вкладывают ресурс, но мало кто действительно использует все возможности. Отсюда следует: либо видеоформат изменится, либо музыканты массово уйдут в другие области представления контента, которые позволят легче привлекать новую аудиторию.
Крупные
Made on
Tilda