Учитесь думать

Саммари: Hans Rosling — «Factfulness»

Саммари на русском 🇷🇺

Главная мысль книги — мы ошибаемся в нашем восприятии мира — он лучше, чем мы думаем, и эти улучшения продолжатся. Суть: автор задавал можеству людей вопросы о бедности, образовании, катастрофах и других статистических штуках. Он обнаружил (и это основа книги), что независимо от того, какое образование или положение имеют люди, в какой бы стране они ни жили — в большинстве случаев они вообще не попадают в адекватные цифры. Самое страшное — если бы они дали рандомные ответы, это было бы лучше, чем то, что они сначала обдумали и дали "осознанные" ответы. Книга наглядно показывает реальное положение дел с помощью ряда статистических распаковок и проницательных ментальных моделей.

Factfulness (название книги) = практика замены излишне драматичного мировоззрения на хорошо информированное и ясное.
  • Почему у нас слишком драматичное представление о мире? Потому что статистика в нашей голове устарела — мы получили её от учителей/профессоров, и, возможно, она была собрана 20 лет назад. Кроме того, мы поглощаем недостоверные новости из социальных сетей / СМИ / телевидения.
  • НО. Дело не только в устаревшей статистике или нагоняющих стресс СМИ. Даже люди, имеющие доступ к новейшим данным по самым важным темам в мире, не очень-то на них полагаются. Почему? Потому что так устроен наш мозг. Мы эволюционировали так, чтобы выживать в небольших группах и не погибнуть в пасти тигра. Мы быстро делаем выводы и используем режим "fight-or-flight", в котором мы напрягаемся, чтобы избежать конфликта или вступить в бой. У нас есть тяга к сахару и жирному, как и тяга к "сигналам плохих новостей".
  • У людей есть базовая установка — делить мир или страны на мы/они, развивающиеся/развитые, бедные/богатые, западные/восточные, с низким доходом/высоким доходом и так далее. Но это картина 60-х годов — мир полностью изменился. Что именно изменилось? Размеры семей и выживаемость детей, доход, туризм (ага), доступ к образованию. Больше нет разделения "мы/они", а есть только "мы". Нет (почти) разрыва между западными и восточными, развивающимися и развитыми странами.
  • Почему эта дихотомия "мы/они" так популярна? Из-за простоты. Вместо неё Рослинг предлагает разделить страны на 4 уровня исходя из почасового дохода граждан. Один миллиард человек находится на 1-м уровне (крайняя бедность), где доход составляет менее 2 долларов в час. Уровень 2 — 3 миллиарда человек и $2-$8 в час. Уровень 3 — 2 миллиарда человек и $8-$32/час. И уровень 4 — 1 миллиард человек, более $32. На первом уровне люди ходят босиком, на втором — у вас есть велосипед как основное средство передвижения. На третьем уровне вы можете позволить себе холодильник, а на четвертом — автомобиль.
  • Почему это так важно? Потому что наше мировоззрение искажено — мы имеем живой опыт "из первых рук" с четвертого уровня, а наше представление о трёх нижних уровнях мы получили из учебников и СМИ. С 4-го уровня все уровни "ниже" выглядят одинаково бедными, но это совсем не так, и само слово "бедный" теряет конкретный смысл в этой связи.

Цитата: "Парадокс: образ опасности никогда не транслировался так эффективно, как сейчас, в то время как мир никогда не был менее жестоким и более безопасным".

Summary in English 🏴󠁧󠁢󠁥󠁮󠁧󠁿

The main thought of the book — we are wrong about our perception of the world — the world is better than we think and will continue to improve. The author asked the questions about world's poverty, education, disasters, and other statistics things. He found (and this is the foundation of the book), that no matter of education or position people have, no matter in which country do they live in — most of the time they will miss the target. The worst part of it — if they gave random answers it would be a better hit, than if they firstly deliberated and then gave 'conscious' answers. The book clearly shows the real-world status through a series of statistical unpacking and insightful mental models to look at.

Factfulness (name of the book) = practice to replace an overdramatic worldview with a well-informed and clear.
  • Why do we have an over-dramatic worldview? Because statistics in our head is outdated — we got it from teachers/professors and it possibly can be gathered 20 years ago. Also, we absorb misleading news from social / media / tv.
  • BUT. This is not only about outdated statistics and stressful media. Even people with access to the newest data from the world's most important topics don't really rely on it. Why? Because this is how our brain works. Our brains are wired to survive in small groups and not die in the jaws of the tiger. We swiftly jump to conclusions and have a 'fight-or-flight' regime, in which we strain to escape the conflict or enter the battle. We have a craving for sugar and fat, as we have a craving from 'bad news signals'.
  • People have a basic setup — divide the world or countries to us/them, developing/developed, poor/rich, western/eastern, low-income/high-income, and so on. But this is a picture from the 60's — the world has completely changed. What exactly has changed? Family sizes and child survival rates, income, tourism (huh), access to education. There are no more us/them, but 'we'. There is no gap between western and eastern, developing and developed countries.
  • Why this dichotomy of us/them is so popular? Because of simplicity. Instead of it, Rosling offers to divide countries into 4 levels by citizens' income per hour. One billion people are on Level 1 (extreme poverty), where income is less than $2 per hour. Level 2 — 3 billion people and $2-$8/hour. Level 3 — 2 billion people and $8-$32/hour. And Level 4 — 1 billion, more than $32. In the first lvl people walk barefoot, at the second — you have a bicycle as the main vehicle. At the third lvl you can afford a refrigerator and at the fourth — you have a car.
  • Why this is so important? Because our worldview is distorted — we have 'first-handed' live experience from level 4, and our understanding of the lower 3 levels we got from classrooms and media. From Level 4 everyone 'below' looks equally poor, but this is not true at all, the word 'poor' loses its specific meaning there.

Quote: «Here's the paradox: the image of a dangerous world has never been broadcast more effectively than it is now, while the world has never been less violent and more safe».
Саммари
Made on
Tilda